В книге мемуаров Юлии Добровольской, подруги певицы, она так описала талант Виктории Ивановой:
Люди заходились от счастья, слушая её — знаю по себе.
Что это было? От Бога — уникальный голос, голос-флейта, от себя — виртуозное владение им, повествующим о забавном и серьёзном, о грустном и радостном задушевно, задумчиво, насмешливо, кокетливо, строго, лукаво... Это были достигнутое истовым трудом мастерство и, конечно, женственность — лучистые голубые глаза, ослепительно белая кожа, серебристый смех, обезоруживающая улыбка.
Виктория Николаевна Иванова родилась в 1924 году в Москве. Папа девочки умер, когда ей было только три года. Мама, заметив, что дочка очень любит петь и имеет хорошие способности, записала ее в музыкальную школу при "Гнесинке". Виктория успешно ее закончила и поступила в вокальный класс музыкального училища, а далее и в аспирантуру института имени Гнесиных.
Чистый ангельский голос певицы очаровывал. Закончив обучение, Виктория Иванова становится солисткой Московской филармонии. Ее репертуар был очень широк. Она просто волшебно пела западноевропейских классиков Шуберта, Бетховена, Шумана и Малера. Романсы русских композиторов были неподражаемы в ее исполнении. Несколько песен были записаны для кино и мультфильмов ("Укротительница тигров", "Заноза", "Аленький цветочек", "Русалочка", "Стрекоза"). Советские слушатели могли наслаждаться кристальным голосом певицы, слушая радио, по которому часто передавали ее записи, на телевидении же она почти не появлялась.
Творческий путь певицы, которую сравнивали с Марией Каллас, парадоксален. Она получила звание заслуженной артистки только в 1973 году, когда ей было уже за 50 лет.
Виктория Николаевна Иванова не обладала, как сейчас принято говорить "модельной внешностью", хотя сама лично относилась к этому легко. Простоватая на вид, маленького роста, полноватая женщина совсем не производила впечатление оперной дивы. Тем не менее, когда нужно было "блеснуть" за рубежом, ее не раз включали в гастрольные поездки.
После ее первого европейского концерта все газеты писали о ее фантастическом таланте, сравнивали с богиней. Ее успех был невероятным. Все были в нее влюблены, несмотря на "немодельную" внешность.
С восхищением писал о ней писатель Виктор Астафьев.
В радиопостановке о тихом, малоизвестном композиторе Гурилеве, человеке столь же щедро одаренном природой, сколь и несчастном, я впервые услышал романс «Вам не понять моей печали». Пела его еще неизвестная мне тогда певица, пела таким разукрашенным, таким акварельно-чистым, со всех мест и сторон оттененным осенне-алым, вот именно перво-осенней, вкрадчивой красы полным голосом, что и слезой меня прошибло.
Но вышло так, что с таким уникальным вокалом певица в собственной стране осталась вне большой сцены. Ее удивительный талант и поразительное вдохновенное мастерство покоряли всех слушателей, но оставили равнодушными тех, от кого зависела ее творческая жизнь. Выступала Иванова где придется. Часто зрителями становились работники фабрик, заводов и мясокомбинатов. С Малером, Бахом, Гуно и Шубертом она ездила по колхозам и предприятиям тяжёлой промышленности. Сценой для выступлений подчас были цеха. Но Виктория Иванова находила подход и к этим простым рабочим людям. Она говорила с ними. Каждую композицию она начинала с небольшого рассказа. Рассказывала об оглохшем Бетховене. А потом божественная музыка посредством ее кристально чистого вокала проливалась на уставших тружеников... Публика неистовствовала и не хотела ее отпускать, забывая обо всем. Вот такая искусная популяризация высокого искусства.
Писатель Андрей Битов с болью рассказывал о горечи непризнания певицы, но вместе с тем успокаивал тем, что главным для певицы было моральное удовлетворение...
Главное в искусстве Виктории Николаевны Ивановой - глубочайшая связь с поэзией и музыкой, невероятное мастерство передачи чувств и настроений, а еще высокий интеллект, незаметные в скромной внешности этой обаятельной женщины. Большая загадка, как она - необычайный талант и великая труженица, была так явно недооценёна советской "музыкальной общественностью".
Нельзя, чтобы бессмертное искусство Виктории Ивановой было забыто! В наше время, когда "народного артиста" может получить эстрадный артист совсем иного масштаба, Виктория Николаевна Иванова и её исполнение, заслуживают гораздо большего внимания средств массовой информации и музыкальной общественности. Несправедливо и недопустимо, чтобы она была оставлена практически в безвестности. Певица Лина Мкртчян не зря сказала, что в России этой певице нет равных.
Умерла Виктория Иванова 1 февраля 2002 года. Похоронена на 7 участке Введенского кладбища.
Пусть у Виктории Николаевны не было всемирной известности и славы оперной дивы, но у нее было то, что невозможно описать словами... Удивительная скромность и голос невероятной чистоты и нежности, в котором звучит ее прекрасная кроткая душа.
отсюда