krotoffa (krotoffa) wrote,
krotoffa
krotoffa

Category:

Раскрашенные шедевры или проблемы колоризации. Кому и зачем нужны фильмы-"раскраски"?

С тех пор, как в нашей стране научились «раскрашивать» чёрно-белые фильмы, то не могут остановиться. Процесс этот уже превратили в настоящую индустрию, а правильнее сказать, в "новый"вид искусства. Перешедевренные шедевры сыплются на нас, как из рога изобилия.





Первым колоризации у нас подвергли любимый киношедевр Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», который показали в 2009 году. Сразу замахнулись на великое: уж делать — так делать! И наделали. Мало того, что фильм покрасили из рук вон плохо, так ещё и вырезали из него ключевые диалоги и монологи, и перемонтировали. А для того, чтобы хоть как-то заполнить пустоты после такого «обрезания», ничего лучше не придумали, как гениальную музыку Микаэла Таривердиева заменить синтетическим новоделом. Таким образом, сериал сократили примерно на 25-30 процентов.

Более того, создатели колоризированной версии якобы взяли у старенькой и уже очень больной и плохо говорящей Татьяны Лиозновой разрешение на колоризацию. А Вячеслав Тихонов, давший интервью «Литературной газете» в 2010 году, назвал такую колоризацию «преступлением» и сказал: «То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.»

Следующим раскраске подвергся героический фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Основной мотивировкой создателей новодела было якобы желание Быкова снимать фильм в цвете, но из-за отсутствия цветной плёнки, которой ему не дали, пришлось снимать картину в чёрно-белом варианте. А вот, что говорит киносценарист и режиссёр Беляков В.К.: «Сейчас показ раскрашенной копии фильма под запретом, так как вдова режиссёра Леонида Быкова добилась этого через суд как не соответствующего авторскому замыслу... Но этот процесс (колоризации) не остановить.»

Как видим, вдова режиссёра говорит совершенно обратное. Вокруг цветной копии разразился скандал, показ цветной версии запретили...

Сегодня процесс раскрашивания старых чёрно-белых фильмов поставлен на поток. Это конвейер, это производство дорогостоящее и приносящее немалую прибыль. К сегодняшнему дню уже колоризированы «Золушка», «Подкидыш», «Волга, Волга», «Весёлые ребята», «Весна на Заречной улице», «Три тополя на Плющихе», «Офицеры», «Цирк», «Приходите завтра», «Небесный тихоход», «Отец солдата»,»Аршин мал алан», «Кащей Бессмертный», «Берегись автомобиля».

На очереди фильмы «Я шагаю по Москве», «Неподдающиеся» «Девчата», «Александр Невский» и другие шедевры чёрно-белого кино. Колоризацией, в частности, занимается компания «Формула цвета».

Однако этот процесс вызвал неоднозначную реакцию не только в мире культуры, но и у самих зрителей. Если одним нравятся фильмы-раскраски, то другие являются непримиримыми противниками такого вмешательства в авторский замысел. Именно вмешательства, иногда грубого и наглого. Мы не умеем снимать нового кино, качественное и интересное зрителю. Поэтому залезли сюда, пытаясь переделать на новый лад картины, снятые на чёрно-белую плёнку. Сторонники колоризации мотивируют это тем, что хотят привлечь молодёжь, познакомить со старыми фильмами, которые в чёрно-белом варианте она категорически не желают смотреть.

Во-первых, молодёжь надо воспитывать, прививать хороший вкус, в том числе и к чёрно-белой эстетике. Есть чёрно-белая фотография, есть чёрно-белая графика, рисунки, эстампы, и есть чёрно-белые фильмы...Во-вторых, во всём мире ценится старина, сегодня искусственно состаривают вещи, мода на винтаж, антиквариат. С таким же успехом можно озвучить немое кино. Или в Эримтаже, Третьяковской галерее и других музеях заново покрасить шедевры живописи. Краски поблёкли, потрескались. Бедные реставраторы мучаются, а зачем? Давайте нарисуем свежими красками, гламурненько будет, ярко...

На самом деле, у этого процесса есть верхушка и огромная подводная глыба, как у айсберга. Мы видим только верхушку. А что внизу? Коммерческие интересы. На колоризацию картины выделяются огромные деньги. Второй момент — авторские права. При колоризации авторские права на показ картины принадлежат уже не создателям фильма, а тем, кто намолевал цветной новодел. Многих создателей уже нет в живых. У наследников, если таковые имеются, очень просто «отобрать» права, стоит проявить немного фантазии, подключить грамотных юристов. И готово. Получай прибыль. Последнее время инициатором колоризации выступает телевидение, особенно Первый канал. Третье — этическая составляющая. При массовой колоризации чёрно-белых шедевров, в обществе формируется нигилистическое отношение к чёрно-белой культуре (фотографии, кино, кадрам кинохроники). То есть полное отрицание, как части культуры.

Что касается кинохроники, то уже вовсю идёт процесс обсуждения, нужна ли нам колоризация кинохроники. И здесь тоже немало сторонников, желающих покрасить кадры Холокоста или Нюрнбергского процесса. Это же не развлечение, не кич? Это исторический кинодокумент.

Но вернёмся к короризации игрового кино. Процесс этот трудоёмкий и кропотливый. И если ставить его на поток — халтура получается. Скорей-скорей извлечь прибыль. При съёмке на чёрно-белую плёнку и грим наносят специальный, здесь важна игра цвета-тени. Раскрашивать кожу при такой съёмке очень сложно. У героев в фильмах получается какой-то землистый цвет лица, неестественный, неживой. Словно маска. Восковая фигура смотрится живее, чем раскрашенные лица.

Можно понять, когда сказку колоризируют, как, например, фильм «Золушка». Более-менее удачная экранизация. Но «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Три тополя на плющихе», «Весна на заречной улице», «Берегись автомобиля» и другие...

Подводя итоги, хочется сказать: относиться к колоризации можно по-разному, в конце концов, это дело вкуса. Однако, искусство — это не просто развлечение, зрелище, кич. Оно призвано воспитывать, развивать воображение, фантазию, приучать думать, давать духовную пищу, развивать эстетический вкус и вызывать определённые эмоции. И если раньше пятьдесят человек из ста понимали, почему одни фильмы в цвете, а другие – нет, чем отличается классическая музыка от популярной , то через два-три поколения, категорически нечувствительных к самому понятию «эстетика», мы получим «Мону Лизу» с надутыми губами и гламурным макияжем. А наши дети будут смотреть вот такое кино под слоганом: «Семнадцать мгновений весны. Возвращение легенды!»:
отсюда
Tags: старое советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments