Талантливый режиссер, безусловно, но сочинять прощальный примитивный панегирик я не буду. Это просто унизительно для настоящего художника.
Марк Анатольевич был фигурой сложной, и в театре, и в кино. И писать о нем надо без лицемерного придыхания.
Люди, ничего не понимающие в театре, предъявляют покойному всякие претензии - дескать, якобы, он был антикоммунист, публично сжигал партбилет и всякое прочее.
На самом деле, не было у Марка Анатольевича никаких политических взглядов, это была фикция и возможный самообман. Он сжигал партбилет, а до того получал тот же партбилет, он вступал в дипломатические переговоры с элементами явной лести с Горбачевым, Ельциным, Путиным, да хоть с чертом лысым с одной единственной целью - чтобы сохранить свой театр Ленком. Ради этого он готов был хоть съесть партбилет, хоть молиться на него посреди площади, лишь бы помогло.
И ведь помогало! Театр Ленком холили и лелеяли все руководители страны, а Захарову только это и надо было. И все ваши сектантские политические тонкости ему были фиолетовы и параллельны.
Да и вообще какая разница, в какой партии состоит актер-режиссер? Хоть в НСДАП, лишь бы своё дело делал хорошо.
Другой вопрос, что публичное сожжение партбилета наглядно показало, что уважаемому Марку Захарову недоставало ума и вкуса. При несомненном таланте.
Марк Захаров - человек со сложной, извилистой биографией. Начинал актером, стал режиссером, был и кинодраматургом, причем очень ярким, оригинальным, вспомним хоть "Белое солнце пустыни" и текст писем Верещагина - великолепная стилизация.
Но это - в общих чертах, всё гораздо сложнее. Марк Захаров - человек талантливый, однако хотя говорят, что талантливый человек талантлив во всем, к Марку Анатольевичу это не относится. Не во всем он был талантлив, не всё ему одинаково блестяще удавалось Но многое.
В театре он фактически создал свой тип мюзикла, но когда брался за серьезную драматургию (Чехов, Островский, Петрушевская), получался провал или неполная удача. Это я сужу по тому, что видел. Иногда вытаскивали выдающиеся актеры, такой подвиг совершил, например, Евгений Леонов в "Поминальной молитве", превратив набор еврейских анекдотов в трагедию...
Свой театр - Ленком - он создал, но творческие возможности его театра были весьма ограничены.
В кино Марк Захаров оказался намного успешнее, глубже и интереснее. Неудачных фильмов у него нет. Хотя чуть ли не в каждом есть хоть крохотный, но обязательно пошловатый эпизод. Даже в Мюнхаузене!
А лучший его фильм, на мой взгляд - "Убить Дракона". К сожалению, он ни капли не устарел, он вечно актуален в России, как и сама пьеса Шварца, но фильм даже сильнее и значительнее, и это - истинно высокое искусство.
Ну а если в целом, то Марк Захаров столько всего прекрасного и замечательного создал, сотворил, что ему можно простить отдельные творческие слабости и недостатки.
Царствие ему Небесное. Да упокоится с миром
отсюда
А еще бооольшой его минус - бездарная и страшная его дочка. Отбила всякую охоту одить в этот театр.