
Снижение сценарного качества
"Операция Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"! Шедевры драматургии! Стремительный сюжет, одна ударная сцена за другой, искрометные диалоги, крылатые реплики. Высший класс от сценаристов Слободского и Костюковича! В 70-е Гайдай работает с Владленом Бахновым, литератором средней руки, но они адаптируют для кино гениальную литературу- Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова.
С 80-х Бахнов пишет для Гайдая оригинальные сценарии, затем Гайдай работает с Аркадием Ининым, автором слезливых "лирических комедий" типа "Одиноким предоставляется общежитие". "Спортлото-82" было полу-удачей, "Опасно для жизни" разочаровало, "Частный детектив или операция "Кооперация" вызвал недоумение, "На Дерибасовской хорошая погода..." - лучше "Детектива", но до "классического Гайдая" - как до Луны.
По сравнению с шедеврами 60-70-х - сплошные самоповторы, вялая драматургия - "Опасно для жизни", к примеру, буквально топчется на месте. Никаких новых идей, привычные персонажи в привычном исполнении. "Гость с Кавказа", Вицин в роли алкоголика, "новый Шурик" Харатьян.
Устаревшая режиссерская техника
Уже "Спортлото-82" строилось на приемах и гэгах Гайдая из 60-70-х. К концу 80-х ощущение несовременности режиссерского стиля только усилилось. Ускоренная съемка, "смешные" звуковые эффекты или стреляющая выхлопная труба выглядели анахронизмами - тем более что доступнее стали свежие фильмы Голливуда и Европы.
В финальной комедии Мастера репризы Мягкова в гриме советских генсеков забавны, но "шпионская" линия выглядит слабо, а трюковые сцены и комические погони - архаично. "Король эксцентрики", Гайдай явно проигрывал тем же голливудским эксцентрикам Цукерам и Абрахамсу с "Голыми пистолетами" или "Горячими головами" - на их фоне технический арсенал Гайдая представлялся устаревшим, старомодным.
Потеря актуальности
Есть ощущение, что Мастер не чувствовал "нерв времени", ловил его внешние приметы, но уже не мог органично передать его дух. Сравните - по его шедеврам мы "кожей" ощущаем атмосферу солнечных 60-х, беспечных 70-х. А вот поздние 80-е и ранние 90-е им уловлены очень поверхностно - перестройка, кооперативы, бандиты, казино.
Каждые праздники мы пересматриваем "Кавказскую пленницу" , "Бриллиантовую руку", "Ивана Васильевича". Жаль, что в конце карьеры Гайдай не дотягивал до им же установленной высочайшей планки. Но за нетленку и шедевры - спасибо!
отсюда
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, Кино.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.