krotoffa (krotoffa) wrote,
krotoffa
krotoffa

Categories:

Почему Гайдай перестал создавать шедевры?

Очевидный факт - с 80-х качество и популярность фильмов Гайдая резко пошли на убыль. Пытаюсь понять - как произошло, что великий комедиограф потерял "железную хватку"?



Снижение сценарного качества

"Операция Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"! Шедевры драматургии! Стремительный сюжет, одна ударная сцена за другой, искрометные диалоги, крылатые реплики. Высший класс от сценаристов Слободского и Костюковича! В 70-е Гайдай работает с Владленом Бахновым, литератором средней руки, но они адаптируют для кино гениальную литературу- Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова.

С 80-х Бахнов пишет для Гайдая оригинальные сценарии, затем Гайдай работает с Аркадием Ининым, автором слезливых "лирических комедий" типа "Одиноким предоставляется общежитие". "Спортлото-82" было полу-удачей, "Опасно для жизни" разочаровало, "Частный детектив или операция "Кооперация" вызвал недоумение, "На Дерибасовской хорошая погода..." - лучше "Детектива", но до "классического Гайдая" - как до Луны.

По сравнению с шедеврами 60-70-х - сплошные самоповторы, вялая драматургия - "Опасно для жизни", к примеру, буквально топчется на месте. Никаких новых идей, привычные персонажи в привычном исполнении. "Гость с Кавказа", Вицин в роли алкоголика, "новый Шурик" Харатьян.


Устаревшая режиссерская техника

Уже "Спортлото-82" строилось на приемах и гэгах Гайдая из 60-70-х. К концу 80-х ощущение несовременности режиссерского стиля только усилилось. Ускоренная съемка, "смешные" звуковые эффекты или стреляющая выхлопная труба выглядели анахронизмами - тем более что доступнее стали свежие фильмы Голливуда и Европы.

В финальной комедии Мастера репризы Мягкова в гриме советских генсеков забавны, но "шпионская" линия выглядит слабо, а трюковые сцены и комические погони - архаично. "Король эксцентрики", Гайдай явно проигрывал тем же голливудским эксцентрикам Цукерам и Абрахамсу с "Голыми пистолетами" или "Горячими головами" - на их фоне технический арсенал Гайдая представлялся устаревшим, старомодным.

Потеря актуальности

Есть ощущение, что Мастер не чувствовал "нерв времени", ловил его внешние приметы, но уже не мог органично передать его дух. Сравните - по его шедеврам мы "кожей" ощущаем атмосферу солнечных 60-х, беспечных 70-х. А вот поздние 80-е и ранние 90-е им уловлены очень поверхностно - перестройка, кооперативы, бандиты, казино.

Каждые праздники мы пересматриваем "Кавказскую пленницу" , "Бриллиантовую руку", "Ивана Васильевича". Жаль, что в конце карьеры Гайдай не дотягивал до им же установленной высочайшей планки. Но за нетленку и шедевры - спасибо!

отсюда
Tags: Гайдай, старое советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments